gaz-furgon.ru

Зарегистрирован:
9 лет 8 месяцев назад
Индекс цитирования


Полтора года прошло с тех пор, как в Санкт-Петербурге открылся завод по выпуску автобусов Scania. За это время модель OmniLink в городском и пригородном исполнениях десятками разошлась по городам и весям страны. Сегодня ее можно увидеть в Москве и Санкт-Петербурге, Кемерово и Самаре, Ленинградской области. Узнать, как себя зарекомендовал «швед» российской сборки на линиях, можно из опыта транспортного предприятия «Балтикстар». Оно купило автобусы OmniLink год назад, к тому же у него самый большой парк этих пассажирских машин в Питере. Кому, как не им, знать все плюсы и минусы этой техники.
ООО «Балтикстар» работает на рынке пассажироперевозок с 1998 года. Численность сотрудников составляет 280 человек, которым доверено 15 автобусов Scania OmniLink и 118 «Газелей». Перевозками охвачены 11 маршрутов, 7 из которых проходят через центр города. Генеральный директор компании, Татьяна Евгеньевна Кутовая, сделала выбор в пользу автобусов Scania неслучайно. Конечно, сперва посоветовалась со своим заместителем, Анатолием Васильевичем Ракша, прислушалась к доводам главного инженера Бориса Николаевича Кутового. Да и чего греха таить, по-женски эмоционально отреагировала на современный дизайн OmniLink. Основанием для выбора именно этой модели автобуса послужила высокая репутация брэнда. Дополнительным стимулом стало то, что питерский завод находится под боком, а значит, и проблем с поставкой запчастей возникнуть не должно. А ведь простои – непозволительная роскошь в условиях, когда конкуренты, образно говоря, на ходу подметки рвут. Компания «Балтикстар» поверила в перспективность идеи, и завод охотно пошел на сотрудничество. Какую скидку при этом получили транспортники со 165000 долларов США – отпускной цены питерского автобуса в базовой комплектации – по понятным причинам не скажет никто. Скептики утверждали, что «паркетный» OmniLink создан исключительно для европейских городских перевозок с незначительной эксплуатационной нагрузкой. Бытовало мнение, что «швед» будет часто ломаться и час пик для него противопоказан по определению. Однако опыт прибыльного обслуживания пассажиров компанией «Балтик-стар» все опасения опроверг.
Петербуржцы платят за проезд в таких автобусах по 12 рублей, т. е. в два раза больше тарифа на гослиниях. За небольшую доплату пассажир получает сервис другого уровня. Даже в сильные морозы стекла в салоне не замерзают. Кстати, боковое и заднее остекление выполнено с помощью двойного стеклопакета. Пассажирам нравится, что «шведы» российской сборки ходят тихо и без рывков, за что спасибо опытным водителям и автоматической КП.

У водителей своя аргументация в пользу Scania OmniLink. За рулем такого автобуса чувствуешь себя человеком уважаемой профессии. Да и серьезных проблем на линии с русским «шведом» не было. С пуском двигателя – никаких проблем: в моторном отсеке установлен предпусковой подогреватель Webasto Thermo 300. В салоне уютно благодаря хорошо продуманной системе вентиляции и обогрева, а также тепловым пушкам, отсекающим холодные потоки воздуха на остановках при открытых дверях.

Те, кому предприятие доверило управление 12-метровыми красавцами, говорят, что поначалу боялись неприятных сюрпризов. Например, запотевания правой верхней части лобового стекла – затянутая белесой дымкой поверхность лишает возможности получать визуальную информацию через зеркало заднего вида. Но опасения оказались напрасны. Среди прочего водители Scania OmniLink хвалят кресло с пневмоподвеской и подогревом, хороший обдув ног и отапливаемый около передней двери пол, препятствующий образованию наледей.

Машину и впрямь делают в Питере хорошую. Дорожный просвет автобуса можно изменять с рабочего места водителя: опустить кузов на 70 мм или поднять на 110 мм. В максимально поднятом или опущенном состоянии Scania OmniLink двигается на скоростях до 30 км/ч, а этого достаточно и для переезда через «лежачих полицейских», и для проезда по ремонтируемым участкам дорог. При скорости более 30 км/ч кузов автоматически переводится в среднее транспортное положение.

Теперь самое время вспомнить конструктивные особенности 12-метрового городского автобуса Scania OmniLink CL94UB 4×2. Об этом я попросил рассказать начальника производства ООО «Скания-Питер» Вячеслава Васильевича Зюбина. Одним из главных достоинств автобуса он считает кузов с несущим алюминиевым каркасом, не подверженным атакам коррозии. При его сборке используются болтовые соединения, обеспечивающие высокую жесткость и ремонтопригодность кузова. Низкопольные передняя и средняя части кузова сочетаются с возвышающейся задней частью на рамном основании, что усиливает наиболее нагруженную часть автобуса.

Отсутствие ступеней на входе и широкие дверные проемы (передний и средний – по 1200 мм, задний – 830 мм) обеспечивают быструю посадку и высадку пассажиров, а пневматическая подвеска с электронным управлением еще и упрощает ее.

В стандартном исполнении с 33-мя сидячими местами автобус вмещает 100 человек, но, как показывает практика, нередко в салоне находится на 20-30 человек больше. Минимальное число посадочных мест в Scania OmniLink – 23, но оно может варьироваться до 43 включительно.

Своим мнением относительно OmniLink CL94UB поделился и менеджер заводского сервиса Игорь Николаевич Мархайчук. По его словам, сильная сторона нового автобуса – очень удачный силовой агрегат. Напомним: в заднем свесе установлен 9-литровый 230-сильный дизельный двигатель DC9 01, отвечающий нормам Евро-3. Его экономичность подтверждена практикой эксплуатации. Например, летний расход составляет 32-33 л/100 км, зимний – около 35-37 л. Два топливных бака общим объемом 310 л обеспечивают машине приличный пробег без дозаправки. При этом шведский двигатель обладает высоким моторесурсом – около 2 млн. км до капремонта.

Плюсами Scania OmniLink заводчане считают автоматическую трансмиссию. Коробка-автомат ZF 4НР502 CN обеспечивает машине плавное трогание с места и набор скорости без рывков. Нет дерганий и при замедлении. Встроенный моторный тормоз и автоматический ретардер сполна отрабатывают задачу снижения скорости, а дисковые тормоза позволяют эффективно и безопасно снижать скорость и останавливаться. Серьезным подспорьем для водителя являются электронные системы ABS и TCS (Traction Control System). Первая предотвращает блокировку колес при торможении на скользкой дороге, вторая устраняет занос и пробуксовку.

Ну а теперь – к прозе жизни. Слово – транспортникам компании «Балтикстар». Положительными сторонами OmniLink CL94UB они считают удобство управления, мощную систему отопления салона, отсутствие проблем с холодным пуском. Коэффициент технической готовности Scania питерской сборки несравнимо выше, чем у автобусов российского производства. Налицо и более высокая эксплуатационная скорость.

В числе проблем первых месяцев эксплуатации отмечены редкие отказы элементов системы электрооборудования, вызванные недостаточным опытом работы водителей с техникой такого класса. Cотрудники завода оперативно отреагировали на сложившуюся ситуацию. В кратчайшие сроки было организовано обучение водителей на территории ООО «Скания-Питер», водители обеспечены дополнительными инструкциями по эксплуатации.

Необходимо отметить, что все пожелания клиентов анализируются на предприятии, и ведется работа по их устранению и постоянному улучшению качества выпускаемой продукции.
Так, первые автобусы, выпущенные ООО «Скания-Питер», оборудовались водительской перегородкой полузакрытого типа, короба топливных баков были покрыты высококачественным ковролином, а на крышках топливных баков отсутствовал замок, что оказалось неприемлемым для российских условий эксплуатации. В течение месяца были внесены изменения в конструкцию, полностью соответствующие требованиям клиентов.

Замечания пассажиров и водителей вызывали сиденья российского производства со слабыми креплениями подушек, установленные в автобусах первого выпуска. С обивкой сидений тоже надо было что-то делать – она была недостаточно практична и в особенности страдала от действий местных вандалов. По требованию завода поставщик сидений доработал конструкцию и заменил обивку.

Также водителей беспокоит эксплуатационный расход топлива в зимний период – до 37 л/100 км. Понятно, что в этом «заслуга» часто включаемого автономного отопителя, и это цена за комфорт и тепло в салоне. Дорогой «швед» может стать еще более дорогим и комфортным благодаря установке дополнительного оборудования – кондиционера, рампы для заезда детских и инвалидных колясок, что было бы очень удобно для пассажиров. К сожалению, покупка такого оборудования в настоящий момент является роскошью для российских транспортных операторов.

На первых порах эксплуатации перевозчики столкнулись с проблемами в сервисном обслуживании, связанными с загруженностью сервисных центров. Поэтому было принято решение о создании собственной сервисной службы на заводе, в задачи которой входит оперативное решение всех проблем клиентов.

В числе пожеланий к производителю – просьба сделать защиту от грязи для датчиков ABS, т. к. при нынешнем расположении они подвержены интенсивному загрязнению на наших далеко не чистых дорогах. Работа в этом направлении ведется в конструкторском отделе Scania, и, возможно, в ближайшее время будет предложено оптимальное решение.

Под занавес общения с сотрудниками «Балтикстар» я вызвал собеседников на откровения и спросил, довольны ли они автобусом Scania OmniLink CL94UB и каковы их дальнейшие планы. Вместо ответа Татьяна Евгеньевна показала официальную бумагу. Из нее следовало, что компания «Балтик-стар» приобретает еще 11 автобусов питерской сборки. Выходит, русский «швед» надежды транспортников оправдал.